МЕНЮ

За последние два года законодательство России в сфере экологической безопасности претерпело множество изменений. Обновленные, дополненные, уточненные нормативы, стандарты, правила повлияли на изменения порядка расчета платежей за ЖКУ. В «жировках» появилось поле — «Обращение с ТКО». Более привычной для россиян была аббревиатура ТБО, которая означала «твердые бытовые отходы». Измененное определение было модифицировано в «твердые коммунальные отходы». Это идентичные понятия. Но в последнем термине четко выражено, что обращение с ТКО ограничено сферой деятельности коммунальных служб. При начислении учитывается множество факторов: регион проживания, квадратура жилья, положение хозяев. Эти и другие вопросы мы подробно рассмотрим в этой статье.

Нормативно-правовое регулирование

Постепенное внедрение новой системы контроля в сфере использования и переработки мусора и отходов началось в 2017-м году и закончилось в конце 2019-го года. Нормативно-правовое регулирование затронуло организацию договорных отношений и особенности расчета услуги по новым правилам. В кулуарах обновленные правила назвали «мусорной реформой». Действительно, реконструкции подверглись многие установки.

Особенности ОТКО (обращения с твердыми коммунальными отходами) нашли отражение в нескольких нормативных актах, регламентирующих отношения действующих участников — население, предпринимателей, операторов, подрядчиков. Полномочия по ОТКО выведены на уровень региона. Претерпела изменения система формирования платежей от населения и юрлиц.

Обратите внимание!

Региональными операторами называются предприятия, сфера ответственности которых — обращение с мусором в конкретном регионе. Они вправе привлекать подрядчиков для ОТКО и приема оплаты.

Нормативные правовые акты, постановления, санитарные нормы, регламентирующие порядок обращения и систему принятия платежей за услугу вывоза ТКО:

Что конкретно изменилось

ОТКО было аккумулировано в отдельную услугу. В статье 154-й Жилищного кодекса указано, что оплата включает в себя ОТКО и присутствует отдельно в чеке, то есть не вносится в общую графу дополнительных услуг, как это было ранее.

Изменился порядок обращения с твердыми коммунальными отходами. Пересмотренные правила были зафиксированы в дополнениях к Закону № 503 от 31 декабря 2017 года.

Если кратко характеризовать принятые изменения, то теперь:

Нововведения направлены на радикальное исправление действующей экологической ситуации. Помимо новых расчетов и порядка ОТКО, планируется уменьшить полигоны, направить большинство отходов на вторичную переработку. Многое в реализации реформы будет зависеть от операторов на местах. Задача домовладельцев — следить за исполнением новых требований и своевременно оплачивать «жировки» в том объеме, который определен за расчетный период.

Принятые тарифы

Операторы на местах уполномочены за процесс ОТКО, каждый его цикл. Ответственная компания выбирается по итогам проведения конкурса. Победители полностью отвечают за весь «мусорный процесс» в своем населенном пункте.

Ответственность не подразумевает только сбор и вывоз отходов. Они также обязаны обрабатывать, сортировать, обезвреживать, утилизировать мусор, тарифицировать услуги. Величина расценков контролируется местной вертикалью власти.

Транспортные средства операторов контролируются через GPS Глобальной навигационной спутниковой системы. Если ТКО вывозится в запретное место, участник будет дисквалифицирован и оштрафован на крупную сумму денег.

В соответствии с ФЗ № 89 от 24 июня 1998 года собственникам необходимо перезаключить договора на оказание услуг по ОТКО. Предельный уровень взимания оплаты за оборот 1 кубометра мусора регулируют органы местного самоуправления.

Тарифы за обращение с ТКО в субъектах Российской Федерации

Города и регионы Оплата в многоквартирных домах (с 1 жильца) Оплата в частных домовладениях (с 1 жильца)
Якутия 131,1 руб. 138,9 руб.
Мурманская область 133,5 руб. 133,5 руб.
Калининградская область 72,3 – 85 руб. 72,3 – 127,7 руб.
Чувашия 75,7 руб. 80,2 руб.
Татарстан 71 руб. 76,5 руб.
Архангельская область 66,4 руб. 68,8 руб.
Свердловская область 117,7 – 119 руб. 132,5 – 136 руб.
Дагестан 16-40 руб. 16-40 руб.
Красноярский край 83,4 руб. 131,1 руб.
Новосибирская область 92,4 руб. 92,4 руб.
Воронежская область 165 руб. 157,6 руб.
Тульская область 119,2 руб. 137,3 руб.
Краснодарский край 121,7 руб. 139,6 руб.
Челябинская область 67,6 руб. 52,2 руб.
Самарская область 117,1 руб. 140 руб.
Астраханская область 96,5 руб. 63,1 руб.
Ростовская область 95,6 руб. 96,8 руб.
Самарская область 117,1 руб. 140 руб.
Ульяновская область 87 руб. 88 руб.

В некоторых регионах (Москва, Свердловск, Камчатка) оказывает услуги по ОТКО не один оператор, а несколько. Поэтому тарифы отличаются.

Различия по оплате связаны и с другими факторами:

Тарифы установлены отдельно для жителей квартир и частных домов.

Собственникам квартир — свои тарифы

Владельцы квартир каждый месяц получают платежную ведомость, где в отдельном поле обозначено ОТКО. Управляющая компания производит начисления самостоятельно. Оплата может быть прописана во взносах, предусмотренных за капитальный ремонт, газ или электроснабжение.

Места для сбора мусора являются собственностью управляющих компаний — ЖЭУ или ТСЖ, так как находятся на территориях муниципалитета. Поддерживать порядок и чистоту на участках, ремонтировать и заменять резервуары и емкости для сбора и ОТКО обязаны собственники.

Что надо знать владельцам частных домов

Владельцы загородной недвижимости или отдельно построенных жилых домов оплачивают услуги по другим правилам. В разделе квитанции «Прочие услуги» вносится тарификация за ОТКО. Жильцы оплачивали вывоз ТКО всегда, но это не выносится в самостоятельное поле.

Тарифы за услуги по обращению с мусором для частных домовладений устанавливаются операторами, действующими в регионе. Они внесены в официальные списки сайта ЖКП данного региона. На сервисе каждый желающий может выяснить начисления и состояние счета на определенную дату.

Если в населенном пункте или загородном сообществе отсутствуют баки для сбора мусора, не обустроены площадки, это является нарушением СанПиН. Чтобы противостоять этой несправедливости, можно написать обращение в СанЭпидемСлужбу.

Норматив накопления ТКО

Основой для начислений по тарифам ОТКО являются нормативы накопления. В них отражено максимальное количество мусора, которые набираются на жителя конкретной местности.

Для вычислений необходимо несколько параметров:

Выбор одного или нескольких параметров определяется на усмотрение оператора, выигравшего в тендере по оказанию услуг данного региона.

Ответственность за вычисления возлагается на Росприроднадзор. Тарифы для разных категорий населения формируются с учетом сведений, собранных по результатам в определенный период, обычно, за несколько лет. Также РПН разрабатывает рекомендации для операторов по плану деятельности, связанной с оборотом мусорных отходов. Замеры производятся каждые пять лет. Действующий норматив варьируется от двухсот до трехсот килограмм, или от 1,1 до 1,5 м. куб. мусора на 1 абонента.

Обратите внимание!

Чтобы удобнее было производить расчеты, параметры веса и объема переводятся в показатель плотности. Сейчас это 240 кг/м³, актуальный диапазон плотности варьируется от 130 до 270 м ³.

Порядок расчета за ОТКО

Перевод на новую систему, принятую в результате преобразования нормативной базы, в населенных пунктах России происходит с разной скоростью. В одних городах уже введены и действуют новые правила, внедрен план по раздельному сбору ТКО, в других городах система еще не налажена.

Для установления общего тарифа по оплате за ОТКО действует 2 подхода:

  1. С учетом площади помещений.
  2. Исходя из количества прописанных/проживающих лиц.

Норматив утвержден местной властью и доведен до сведения населения публикацией в региональных средствах массовой информации. Сведения можно найти на официальных сайтах.

Математические формулы расчета услуг за обращение с ТКО

С учетом площади помещений

Формула расчета тарифа за ОТКО с учетом площади жилых помещений обозначена в Прил. № 2 ПП № 354:

П = S × (Н : 12) × МС, в которой обозначения:

П — общая сумма разового платежа;

S — площадь жилья;

Н — норматив накопления ТКО в субъекте Федерации;

МС — максимальная стоимость услуги.

С учетом прописанных/проживающих лиц

Сумма за ОТКО может вычисляться по-другому. Второй критерий связан с числом проживающих граждан. Это могут быть собственники или фактически живущие лица. Даже если в жилом помещении никто не прописан и не живет, оплата за ОТКО будут взиматься со всех официальных собственников.

В Прил. № 2 ПП № 354 определена настоящая формула для тарифа за ОТКО с учетом количества проживающих:

П = К × (Н : 12) × МС, в которой обозначения:

П — сумма платежа;

К — количество проживающих;

N — норматив накопления ТКО в субъекте Федерации;

МС — максимальная стоимость услуги.

Льготы по оплате

Конкретно по статье оплаты за вывоз мусора отдельные льготы не предусмотрены. Они положены определенной категории лиц в рамках применения льгот в целом по оплате за все коммунальные платежи. Скидку регулируют органы МС. Для уменьшения суммы платежа требуется обратиться в местный отдел коммунальных услуг с заявлением, приложить документы о льготах.

Как узнать лицевой счет и где оплатить услугу за ОТКО

Чтобы оплатить коммунальные услуги, нужен идентификационный номер — Л/С. Как правило, он указан в «жировках». Однако не всегда бумажные квитки есть на руках домовладельцев. Узнать Л/С можно:

Оплатить счета за вывоз мусора, как и за другие жилищно-коммунальные услуги по объекту недвижимости, можно следующим образом:

— через кассы финансово-кредитных организаций, на почте, через поставщика услуг;

— на сервисе «Город»;

— на сайте УК;

— через интернет-банкинг;

— на портале Госуслуги.

Банки, п/о, терминалы оплаты взимают комиссию от одного процента от суммы платежа. В остальных случаях комиссия не берется.

Особенности расчета платежей при сортировке ТКО

Если в регионе внедрена система сортировки ТКО, к установленным тарифам применяются понижающие коэффициенты. Образующая масса ТКО приобретает однородность, повышается уровень плотности, то есть ее становится меньше. Следовательно, КПД оборота выше — больше отходов вместится в бак и мусоровоз.

Как рассчитывается услуга для юридических лиц

Для предприятий, организаций, компаний — юридических лиц, представляющих частные формы собственности, применяются другие схемы расчета услуг за ОТКО. Учитываются следующие факторы:

Организации должны учитывать источники неблагоприятного влияния на окружающую обстановку, в том числе объем накопления твердых бытовых отходов.

Исходя из требований Росприроднадзора, установлен предельно допустимый норматив. Этот показатель почти на половину ниже, чем у физических лиц.

Изменение, которое затронуло юридические лица, касается того, что их впервые стали включать в число плательщиков. Ранее обращение с твердыми бытовыми отходами являлось прерогативой только физических лиц.

Правила в садоводческих кооперативах

Отходы накапливаются не только в местах постоянного проживания, но и там, где граждане появляются в определенное время года. Договора на оказание услуг за ОТКО нужно заключать и членам гаражных, лодочных, огороднических, садоводческих кооперативов, если предусмотрены площадки для твердых бытовых отходов. Норматив по оплате закреплен в п. 3 ПП РФ № 1156 от 12 ноября 2016 г.

В каких случаях проводится перерасчет

Не только льготы или нарушения, допущенные местным оператором, могут стать причиной для проведения перерасчета.

Если домовладельцы предполагают возможность перерасчета, оплачивать услугу все равно нужно — до того времени, пока не будут урегулированы претензии. В дальнейшем, если плательщик получит одобрение, сумма переплаты будет вычтена из следующих платежей.

На перерасчет можно претендовать в следующих случаях:

Порядок оформления перерасчета определяется местным оператором, для принятия решения в спорных ситуациях привлекается Росприроднадзор.

Как влияет на оплату отсутствие проживающего

Законодательством предусмотрено уменьшение оплаты за вывоз ТКО на время проживания жильцов в других помещениях. Поводами для отсутствия могут быть:

Гражданин должен не проживать в помещении больше пяти дней. Чтобы был произведен перерасчет, необходимо представить оператору следующие доказательства:

Если в регионе действуют правила по оплате с учетом площади жилых помещений, отсутствие проживающих не может быть способом сокращения статьи расходов по ОТКО.

Предоставление услуг с нарушениями

Операторы, назначенные в регионах, отвечают за своевременное и полное обращение с отходами и мусором, весь цикл оказания услуг населению и юридическим лицам. Допустима переадресация услуг подрядным организациям. Сократить сумму за предоставление услуги можно при наличии соответствующего заявления и установленных фактов нарушения. Оплата будет уменьшена на эквивалентное количество дней неисполнения оператором своих обязанностей.

В качестве доказательств допустимы фотографии, зафиксировавшие факты нарушений — переполненные емкости, отсутствие контейнеров для сортировки мусора.

Необъективные сведения о гражданах, параметрах домовладения, внесенные для расчета платежей, могут влиять на окончательную сумму. Возможен недоучет льгот. Если была выявлена ошибка, составьте заявление оператору, и за указанный в обращении период будет произведен перерасчет.

Вместо заключения

Порядок расчета услуг за обращение с ТКО стал более справедливым. Изменения в законодательстве были направлены на улучшение сферы деятельности. Реформа еще не завершена, но положительные тенденции уже есть.

контакты

Тел.: +7 (499) 350-26-63 E-mail: info@grunteco.ru

Офис: Московская обл., г. Раменское, д. Чулково, 40330 кв-л, строение 46/3

Комплекс: Московская обл., г. Раменское, д. Чулково, 40330 кв-л, строение 46/3