МЕНЮ

Природу нужно беречь и охранять. Свежий воздух, чистая вода, зеленые луга и густые леса — многие участки планеты утратили природные богатства. А ведь мы должны сохранять их не только для себя, но и для будущих поколений. Разрушение озонового слоя становится глобальной проблемой, которая может привести к серьезной экологической катастрофе.

В конституции России указано, что граждане страны имеют право на благоприятную окружающую среду. Одновременно определены гражданские обязанности по сохранению природных ресурсов и их бережном использовании. Закон 7-ФЗ об охране окружающей среды был принят, чтобы решить проблемы, связанные с эксплуатацией природных ресурсов и охраной окружающей среды. Целью самого экологичного законопроекта в нашей стране стало урегулирование вопросов, связанных с сохранением биоразнообразия. Как нормативный акт претворяется в жизнь, и какие изменения повлияли на интересы общества — читайте в этой статье.

Обзор закона «Об охране окружающей среды»

Все цивилизованные государства в мире стремятся к защите природных объектов от неблагоприятных источников и самих людей. Уменьшается количество опасных выбросов, создаются массовые безотходные производства. Правовые отделы в сфере экологического законодательства принимают меры по защите природы внутри страны, инициируют международные переговоры.

Закон «Об охране окружающей среды» был принят Госдумой 20 декабря 2001 года. Это был далеко не первый правовой акт, направленный на защиту всего живого. Ранее в государстве также принимались и реализовывались законопроекты, регулирующие отношения природы и общества, разумного использования недр.

Из истории российского законодательства

Еще до появления Российской Федерации высшее руководство СССР проявляло заботу о природе. Это выражалось в принятии соответствующих нормативных актов. В 1963 году был принят первый Закон об охране природы. После преобразования общественного строя его положения утратили актуальность, и свет увидел новый документ. Произошло это 19 декабря 1991 года — был принят второй закон. Сменить этот законодательный акт суждено было ФЗ-№7. Он был принят Государственной думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря этого же года и вступил в законную силу 10 января 2002 года.

Новый закон поставил точки во многих нерешенных вопросах, урегулировал другие проблемы, стал отправным пунктом для дальнейшей реализации мер по защите природы.

Нормативно-правовой акт ФЗ-7 включает 16 глав, разделенных на 84 статьи. В разделах изучены разные вопросы и понятия в сфере охраны природы.

Глава 1: Определены и разъяснены ключевые понятия, формулировки, которыми оперирует текст законопроекта, обозначены основные принципы.

Глава 2: Объясняется компетенция власти — на что имеет право государство.

Глава 3: Перечислены права и обязанности участников правоотношений в сфере охраны окружающей среды.

Глава 4: Описано, как поддерживают органы власти охрану экологии. Разъясняется порядок взимания штрафов за нарушение действующего Закона.

Глава 5: Что такое нормирование, где применяется, принципы и положения.

Глава 6: Введено понятие экологической экспертизы, описаны особенности ее проведения, обоснована необходимость.

Глава 7: Излагаются требования к деятельности, которая может влиять на экологию.

Глава 8: Описывается порядок установления областей по чрезвычайным ситуациям.

Глава 9: Что представляют собой охраняемые природные объекты, для чего были созданы.

Глава 10: Особенности проведения мониторингов и проверок по исполнению экологического законодательства.

Глава 11: Компетенция и работа государственного экологического надзора.

Глава 12: С какой целью и где проводятся научные исследования.

Глава 13: Представлены принципы и основы экологического образования.

Глава 14: Разъяснены виды ответственности, особенности разрешения споров.

Глава 15: Принципы и нормы сотрудничества в рамках реализации целей настоящего Закона.

Глава 16: Вступление в юридическую силу 7-ФЗ.

Основные положения и принципы закона

Нормативно-правовой акт разъяснил права госорганов и граждан в сфере ООС (охраны окружающей среды). Были введены ограничения для подведомственных организаций по объему выброса вредных веществ в атмосферу. Приняты правила, по которым определяются зоны экологического бедствия, как устранить вред, причиненный людьми. Описаны меры по защите природных объектов. Подробно разъяснено, как должны проводиться исследования окружающей среды. Определен порядок международного сотрудничества.

В 7-ФЗ есть раздел, в котором перечислены объекты, подлежащие первоочередной охране. Это уникальные природные источники, экологичные системы, заповедные места. Категорически запрещено уничтожать и причинять вред редким экземплярам растений, исчезающим животным, птицам, портить лес и почву. Нуждающиеся в защите участники природы занесены в Красную книгу. Государство принимает должные меры по их охране и защите.

Положения законодательного акта основаны на главном документе РФ — Конституции. Информация, описанная в законе, нормы и принципы не противоречат международному праву и другим правовым актам отечественного законодательства.

7-ФЗ регулирует отношения в сфере использования природных ресурсов и ООС: координирует деятельность населения, проживающего в РФ, контролирует реализацию права российских граждан на проживание в благоприятных экологически безопасных условиях.

Законопроект тесно связан с другими нормативно-правовыми актами. Некоторые вопросы и положения требуют технического урегулирования: например, строительство объектов, производство продукции, монтажные работы, хранение, утилизация, использование материалов.

После появления ФЗ-№7 были разработаны технические нормативы, регламентирующие содержание справочных пособий.

Права граждан

Закон позволяет понимать гражданам, в каких условиях они живут. Это значит, что знакомясь с текстом законопроекта, заинтересованные лица получают сведения о том, насколько грязный/чистый воздух их окружает, какое количество вредных выбросов было зафиксировано в результате деятельности промышленных конгломератов.

Положения 7-ФЗ позволяют использовать для защиты и ООС от небезопасного воздействия следующие способы:

Политика государства направлена на содействие в создании новых технологий, не причиняющих вред окружающей среде. Важно также проводить исследования и опыты. На эти нужды выделяются денежные средства из государственной казны, предоставляются налоговые льготы гражданам и организациям, участвующим в разработке мероприятий по защите окружающей среды.

Какие возможности дает закон в сфере охраны окружающей среды

Природа представляет собой совокупность экосистем, в ней сосуществуют люди, представители флоры и фауны. Все участники заинтересованы, чтобы воздух и водоемы были чистыми, а продукты питания — безопасными. Экология требует защиты от загрязнений сельскохозяйственных и промышленных организаций, химических заводов, бытовых стоков мегаполисов. Закон об охране окружающей среды ограничивает деятельность человека в определенной местности и природной зоне.

Цель 7-ФЗ более чем достойная — сохранение чистой природной среды и создание благоприятной атмосферы для жизни живых организмов.

Вред из-за выпуска продукции промышленных заводов, фабрик, полигонов хранения твердых коммунальных отходов очень большой. По этой причине к хозяйственной деятельности субъектов государства установлены строгие требования:

Законом об ООС установлены важные приоритеты, которые позволят сберечь существующие экосистемы, сохранить биологическое разнообразие. Если хозяйственная деятельность может привести к исчезновению живых организмов или ее последствия до конца еще не изучены, она будет запрещена.

Только от нас самих зависит, каким будет мир, в котором мы живем. Закон требует бережно относиться к природным ресурсам. И в этом вопросе равнодушие — главный враг. Недопустимо становится зрителем и молча наблюдать, как разрушается планета. Необходимо интересоваться состоянием природы, отстаивать ее охрану, особенно, если вам стали известны факты нарушения природоохранного законодательства.

С 1 января 2020 года произошел переход на систему нормирования и получения разрешительных документов в сфере защиты природных ресурсов.

Как менялся закон

Количество объектов, конгломератов, субъектов хозяйственной деятельности, загрязняющих атмосферу, неуклонно увеличивается с каждым днем. Поэтому законотворчество в сфере регулирования охраны окружающей среды требует гибкого подхода.

Действующий закон периодически дополнялся новым разделами, статьями. Порядок деятельности предприятий регулировался новыми нормативами и стандартами.

С 1 сентября 2019 года вступил в законную силу ФЗ-№219: в нормативно-правовой акт вошли изменения и дополнения, внесенные в ФЗ-№7.

С учетом специфики деятельности и категории организаций были приняты некоторые разрешительные экологические документы. Вновь созданное предприятие, выпуск продукции которого сопряжен с вредными выбросами в атмосферу, должно быть поставлено на специальный учет не позже полугода с даты ввода объекта в эксплуатацию.

7-ФЗ установил важный критерий — норматив предельно допустимого влияния на природу. Юридические представители опасных компаний должны следить за соблюдением ограничений по загрязнению атмосферы и выбросу вредных веществ. За неисполнение или уклонение от обязательств виновные лица будут привлекаться к ответственности.

Законом об ООС установлена обязанность по внесению оплаты в государственный бюджет за вред, причиненный окружающей среде. Норматив обозначен в статье 16.2. Величина взноса эквивалентна объему выброшенных веществ, превышающему предельно допустимый норматив.

Для произведения расчетов приведена математическая формула:

О = Б × К, где

О — оплата в бюджет, взнос;

Б — платежная база по загрязняющему веществу;

К — коэффициент, который определяется с учетом уровня неблагоприятного воздействия на окружающую среду.

Закон потребовал поставить на учет объекты, чья деятельность негативно сказывается на состоянии природы. По степени отрицательного влияния организации классифицируются на 4 класса опасности:

Последние изменения, внесенные в 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»

В любой закон со временем вносятся поправки, и 7-ФЗ — не исключение. Последняя редакция законопроекта претерпела ряд изменений. Остановимся на них более подробно.

Условия природопользования меняются довольно часто, поэтому периодически назревает необходимость подстраивать положения закона под актуальные обстоятельства.

В правовом акте появились новые термины — накопленный вред и объекты накопленного вреда природопользования.

С целью восстановления природных богатств и защиты природы от вреда государственные организации должны создавать молодые лесополосы и парки. В добавленной главе 9.1 описано, что представляют собой лесопарковые территории, какие виды земель нельзя благоустраивать зелеными насаждениями, какие разновидности посадок должны создаваться государственными структурами, какими правами обладают жители в сфере природопользования, каким образом компенсируется вред, причиненный зеленым насаждениям.

Поменялась концепция сферы влияния общественного контроля над состоянием окружающей среды. Отныне жители нашего государства вправе заниматься экологическими вопросами самостоятельно на безвозмездной и добровольной основе. Любой гражданин РФ может быть общественным инспектором. Для этого ему необходимо доказать свою полезность и получить удостоверение общественного инспектора. С перечнем должностных обязанностей можно ознакомиться в одной из статей Закона.

Изменилось содержание нескольких разделов. Их логичнее рассматривать в отдельных параграфах.

Статья 6 — о компетенциях государственной власти

Полномочия органов власти в сфере экологической безопасности регламентированы следующими мероприятиями:

Статья 12 — о правах и обязанностях некоммерческим объединениям в области ООС

Общественным структурам разрешено разрабатывать собственные программы по укреплению экологии и реализовывать их. Для этого можно привлекать местных жителей и иностранных граждан. Полномочия некоммерческих фондов расширены до следующих компетенций:

Статьи 14 и 15, пункт 3 статьи 65 утратили силу. Статьи 19, 20, 21, 22, 23 переписаны. Статьи 31, 32, 67 и 69 дополнены новой информацией.

Статья 16 — о декларации перечня наказаний

Имеются ввиду меры воздействия в отношении лиц, нарушивших экологическое законодательство.

Загрязнение воздушных масс, водоемов, выброс в воздух и водные объекты токсинов чреваты жесткой негативной реакцией структур власти. Наказание будет очень строгим.

Статья 67 — о контрольных процедурах

Субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность с использованием естественных ресурсов, должны исполнять контрольные процедуры по рациональному использованию природных богатств и принимать меры по их восстановлению.

Статья 78 — по объему вреда природе

Изменения коснулись определения объема причиненного природе ущерба. Теперь убытки и расходы будут учитываться в полном объеме. Предприятия и организации, нанесшие вред, обязаны устранить нарушения и компенсировать ущерб. Уровень вреда определяет исполнительная власть. Расчет уполномочены производить ответственные лица, находящиеся на государственной службе.

Заключение

Закон об охране окружающей среды создан, чтобы защитить государство и его природу от вреда, причиной которого являемся мы с вами. Производство, потребление и деятельность человека напрямую связаны с использованием природных ресурсов. Но не в полной мере продуманы меры, которые бы позволили компенсировать вред. Однако при надлежащем исполнении всех положений 7-ФЗ можно устранить и предупредить негативное влияние предприятий и людей на природу.

контакты

Тел.: +7 (499) 350-26-63 E-mail: info@grunteco.ru

Офис: Московская обл., г. Раменское, д. Чулково, 40330 кв-л, строение 46/3

Комплекс: Московская обл., г. Раменское, д. Чулково, 40330 кв-л, строение 46/3